Один мудрый человек сказал: «Почему мы боимся критики? Ведь критика, по сути, обучает нас, да еще и бесплатно», вместо того чтобы расстраиваться из-за критических замечаний на работе, попробуйте использовать их в качестве стимула для самосовершенствования.
Легко сказать: «Используйте критику себе на благо». Но что делать, если от обиды вас - душат слезы, хочется закрыться в подсобке и вдоволь наплакаться? Сделайте паузу, под любым предлогом выйдите из комнаты и попробуйте переключиться. Позвоните подруге или мужу, поговорите о погоде, о планах на вечер о том, как удачно вы купили на распродаже новую сумку Теперь, когда первая волна эмоций схлынула, начинайте думать.
И действительно, почему вы так болезненно реагируете на критику? У каждого человека есть свои фильтры восприятия. У людей с адекватной самооценкой эти фильтры практически прозрачные. Когда он слышит в свой адрес «Вы допустили несколько ошибок в этом документе. Немедленно исправьте!». такой человек думает про себя: «И правда, как это я проглядел ошибки? Нужно срочно переделать». Но адекватная самооценка - это такая редкость, которой место в Красной книге. Поэтому у большинства людей фильтры восприятия искажают реальность, иногда до неузнаваемости. Безобидная просьба исправить ошибки, пройдя через эти фильтры, рисует в вашей голове такой монолог: «Вы допустили ошибку! Вам ничего нельзя поручить, вы никчемный сотрудник! Давно пора вас уволить» Стоп! Постарайтесь отделить мух от котлет, то есть свои застарелые психологические травмы и неуверенность в себе от вполне конкретной ситуации и замечаний.
Чего делать ни в коем случае не стоит? Не додумывайте за начальника его слова, его мотивы и намерении. Если шеф раскритиковал ваш отчет, это не значит - что вас собираются уволить. Не драматизируйте! Лишние эмоции только помешают вам адекватно воспринять критику и сделать выводы. Вместо этого припомните все ситуации, в которых шеф критиковал других сотрудников. Никто из них не умер от разрыва сердца и не был уволен. Они пережили начальственную критику, и вы переживете.
Не оправдывайтесь и уж тем более не пытайтесь переложить вину на других. Шефа это только разозлит, Вопрос «Почему вы допустили подобную ошибку?» может заинтересовать вашего начальника только в том случае, если вместе с объяснением вы предложите конкретны меры, которые помогут вам и послушным сотрудникам избежать в будущем тех же самых оплошностей.
Вы вряд ли рискнете слишком бурно возражать начальнику, но даже если с критикой выступает один из коллег, равный вам по статусу, не спешите идти в контрнаступление: «Да вы сами в прошлом месяце...» Так вы покажете себя не рассудительном профессионалом, а капризным ребенком. Речь идет о ваших ошибках а если вы хотите обсудить промахи коллеги, то выберите для этого другое время.
Чтобы критика стала для вас инструментом профессионального роста, следуйте нехитрым правилам. Для начала постарайтесь отключить эмоции и внимательно слушайте, что говорит начальник. Сосредоточьтесь не на форме, а на содержании. После его проповеди в вашей голове должна сложиться четкая картина: в чем суть претензий и как вам нужно решить проблему. Не стесняйтесь переспрашивать к задавать уточняющие вопросы: «Я правильно поняла, что нужно сделать вот так?»
Если шеф срывается на грубости повышает голос дайте ему понять, что вы готовы выслушать конструктивную критику, но не готовы быть девочкой для битья на которой начальник просто вымещает свое плохое настроение. Парочка фраз, которые могут вам пригодиться: «Я плохо воспринимаю критику, когда на меня кричат, давайте обсудим все спокойно» мы «вам незачем кричать, я и так вас отлично слышу». Не позволяйте критикующему делать несправедливые обобщения.
Если вам в лицо бросят обидное: «Вы всегда опаздываете спокойно возразите- «Вообще-то за последние полгода я опоздала всего два раза на пять минут». Если вы действительно совершим оплошность, то признайте свою вину и принесите извинения. Это добавит вам баллов в глазах начальника. Ему ли не знать, как редко встречаются люди, способные спокойно относиться к критическим замечаниям. Пообещайте больше не допускать подобных ошибок, и пусть это будет не пустое обещание!