Почему люди наглые и пронырливые чаще добиваются успеха, а скромные и ответственные остаются на обочине жизни? Оказывается, вселенская несправедливость тут ни при чем - дело в неумении использовать особенности собственного характера.
Как часто мы говорим о людях: «У него золотой характер», - или: «У него скверный характер!» На самом же деле «плохих» и «хороших» характеров не бывает: бывают люди, не похожие на нас. Другое дело, что разные черты характера помогают нам достигать совершенно разных результатов в жизни. И главное здесь - не примерять на себя чужие достижения, а исходить из собственных возможностей. Характер - это «билет», который нам выдает жизнь в момент рождения. Представьте, что вам выдали билет на поезд, а вы пытаетесь прорваться с ним в самолет - вы только зря потратите время и нервы. А вот если бы вы сразу сели в поезд, то уже достигли бы заветной цели!
Типы поведения
Первый шаг на пути к успеху - изучить особенности своего характера. По типу поведения все люди условно делятся на две большие группы: экстраверты и интроверты.
Экстраверт всем существом обращен к внешнему миру: он любит общаться, встречаться с друзьями, знакомиться с новыми людьми. Приходя в понедельник на работу, он всем расскажет, как провел выходные, какое кино смотрел и какие классные коврики для ванной купил на распродаже.
С интровертом все сложнее: он живет в своем внутреннем мире. Шумным вечеринкам предпочитает общение с хорошей книгой, а на вопрос «Как дела?» отвечает коротко, без подробностей: «Все хорошо».
Тип мышления
По типу мышления людей также можно разделить на две группы: эмоционалы и рационалы. Люди- эмоционалы не думают долго над решением проблемы и поступают так, как им велит сердце (или «как хочет их левая нога»), Люди-рационалы, напротив, просчитывают каждый шаг, из- за чего часто кажутся занудами легким на подъем эмоционалам. Любимая поговорка рационалов: «Семь раз отмерь - один раз отрежь».
Выбор профессии
Учитывать особенности своего характера необходимо и при выборе профессии, и при построении партнерских отношений.Экстраверты могут преуспеть там, где необходимо общаться с людьми. Из них получатся прекрасные педагоги, тележурналисты и менеджеры по рекламе. Продавцы-экстраверты могут «заговорить» человека так, что тот отдаст им последние деньги и еще подумает, как ему повезло. А вот если продавцом будет работать интроверт - едва ли у него окажется много выручки, потому что на вопрос «А много ль корова дает молока?» он честно ответит: «Да мы молока не видали пока».
Но зато интроверт может достичь небывалых высот в тех профессиях, где важны усидчивость и внимательность и общение с людьми сведено к минимуму. Из них получаются хорошие программисты, бухгалтеры и аудиторы. Экстраверту не хватит терпения часами перепроверять счета или программы и выискивать ошибку в расчетах. А интроверт займется этим с удовольствием.
Если вы интроверт, вам вряд ли светит карьера руководителя (ведь для этого необходимо постоянно общаться с подчиненными!), но зато вы можете дорасти до старшего экономиста или стать талантливым программистом.
Тип мышления тоже играет важную роль. Например, экстраверты с эмоциональным типом мышления - это потенциальные артисты: на публике они чувствуют себя как рыба в воде и умеют перевоплощаться в любой образ. А интроверты- эмоционалы выплескивают все эмоции на бумаге или полотне, поэтому из них получаются хорошие писатели и художники.
Любопытно, что, с точки зрения интроверта, экстраверты являются пронырами. А по мнению экстраверта, все интроверты - зануды. Но при этом самые крепкие и гармоничные браки возникают как раз между представителями разных «лагерей». И это неудивительно: двум интровертам будет скучно друг с другом: они так и просидят всю жизнь на диване, уткнувшись в книжки. А два экстраверта будут постоянно конфликтовать, сражаясь за лидерство.
Врожденные свойства характера изменить невозможно. Но можно их «натренировать», изменив некоторые привычки в своем поведении. Древние говорили: «Посеешь привычку - пожнешь характер, посеешь характер - пожнешь судьбу». Например, если вы интроверт, но не хотите прослыть «букой», заведите привычку каждое утро, приходя в офис, искренне улыбаться коллегам и интересоваться, как у них дела. Возможно, поначалу вы будете себя чувствовать не в своей тарелке, но потом даже начнете получать от этого удовольствие.
А если вы экстраверт, но, для того чтобы преуспеть в работе, вам не хватает усидчивости и внимательности, установите себе «часы забвения». Возьмите за правило, что с 10 до 12 часов вы ни с кем не общаетесь и целиком сосредоточены на работе.
Такие упражнения не только расширят круг ваших возможностей, но и помогут почувствовать себя в шкуре другого человека. И тогда, столкнувшись с непривычным для себя типом поведения, вы уже не будете восклицать: «Ну и характер!